0
15 ноября 2022

Минтрудом даны разъяснения о допустимой доле иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами

Разъяснения опубликованы в связи с принятием Постановления Правительства от 3 октября 2022 г. № 1751 «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»...



Минтрудом даны разъяснения о допустимой доле иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами
 



  Разъяснения опубликованы в связи с принятием Постановления Правительства от 3 октября 2022 г. № 1751 «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
  
Отмечено, в частности, что действие указанного постановления не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в России (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств — членов ЕАЭС (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.  
 
 










 


   
 


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2022 г. № 16-4/10/В-13610
«О Постановлении Правительства РФ от 03.10.2022 № 1751»  
 


Правительством Российской Федерации принято постановление от 3 октября 2022 г. № 1751 «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (далее соответственно — постановление № 1751, допустимая доля).
 
Постановлением № 1751 установлены допустимые доли, аналогичные установленным на 2022 год, а именно: выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 50%, лесоводство и лесозаготовки (код 02) — в размере 50%, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) — в размере 50%, строительство (раздел F) — в размере 80%, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) — в размере 50%, торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) — в размере 50%, торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) — в размере 15%, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) — в размере 15%, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) — в размере 0%, торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) — в размере 0%, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) — в размере 0%, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) — в размере 24%, деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) — в размере 24%, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) — в размере 70%, деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) — в размере 70%, деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — в размере 25%.
 
Также постановлением № 1751 предусматриваются исключения по установлению допустимой доли в сфере строительства (раздел F) для Амурской области, Республики Бурятия и г. Москвы, а для Республики Дагестан и Краснодарского края, наоборот, — устанавливается в размере 50%.
 
Кроме того, постановлением № 1751 предусматриваются исключения по установлению допустимой доли в сфере выращивания овощей (код 01.13.1) для Астраханской области и Волгоградской области.
 
На 2023 год, постановлением № 1751 установлены региональные допустимые доли.
 
На территории Удмуртской Республики:
 
выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 0%;
деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (код 49.31) — в размере 0%;
деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (код 49.32) — в размере 0%.
 
На территории Краснодарского края:
 
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) — в размере 0%;
деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) — в размере 0%.
 
На территории Приморского края:
 
выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 40%;
лесоводство и лесозаготовки (код 02) — в размере 20%;
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) — в размере 15%;
деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) — в размере 10%.
 
На территории Рязанской области в сфере обрабатывающего производства (раздел C) в размере 90%.
 
Действие постановления № 1751 распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях, и не содержит норм, дающих право для выделения по каким-либо признакам части иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, на которых действие постановления № 1751 не будет распространяться.
 
В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
 
Согласно пункту 2 статьи 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленная Правительством Российской Федерации, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
 
Пунктом 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором о ЕАЭС и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
 
В этой связи, действие постановления № 1751 не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств — членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
 
Согласно пункту 6 постановления № 1751 хозяйствующим субъектам необходимо до 1 января 2023 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с постановлением № 1751, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
 
Основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, в целях соблюдения требований, установленных постановлением № 1751, предусмотрены пунктом 9 части 1 статьи 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации.
 
В случае, если работодатель заявил при государственной регистрации вид деятельности, указанный в постановлении № 1751, в том числе в качестве дополнительного вида деятельности, то действие постановления № 1751 распространяется на такого работодателя.
 
В этой связи просим довести до сведения хозяйствующих субъектов, привлекающих иностранных работников, положения постановления № 1751, а также провести среди них соответствующую разъяснительную работу о возможности удовлетворения потребности в иностранных работниках за счет привлечения граждан Российской Федерации и государств — членов Евразийского экономического союза.
 
Дополнительно напоминаем, что во исполнение пункта 1.3 протокола заседания Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики от 18 марта 2022 года № 2 и пункта 3 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 4 апреля 2022 года № ТГ-П45-5365 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ранее направило в субъекты Российской Федерации Методические рекомендации по определению и установлению допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности (письмо от 6 сентября 2022 года № 16-6/10/В-12001).
 
 
  Е.В.МУХТИЯРОВА  


Источник: .  
 
 
 
 


 
 


АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


 
Результаты проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых по результатам проведения предыдущей оценки установлены оптимальный и допустимый классы условий труда, планируется продлить на 2023 год. Такой возможностью смогут воспользоваться порядка 40 тысяч работодателей. Это позволит сократить финансовую нагрузку предприятий малого и среднего бизнеса, и не затронет трудовые права работников...




 
 
 
  Эксперты Минтруда России разъяснили нюансы обучения работников охране труда по новым правилам. В частности ведомство указало, что проводить инструктажи и обучение по охране труда могут сотрудники на любых должностях. Главное, чтобы такие лица соответствовали требованиям, которые перечислены в правилах. В частности, они обязаны освоить программы для персонала…  






 
Работодатель обязан обеспечивать безопасность труда работников (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Обязанности работодателя в области охраны труда приведены в ст. 214 ТК РФ. При этом необходимо учесть, что здания, сооружения, оборудование, технологические процессы и материалы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 213.1 ТК РФ). Обязанности по выполнению правил по электробезопасности установлены Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее — Правила).
Согласно п. 1.1.2 Правил они распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1 000 В (далее — потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. При этом Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей...






  Порядок оформления журналов регистрации инструктажей по охране труда определяется работодателем самостоятельно с учетом установленных требований. За основу могут быть приняты формы, приведенные в ГОСТ 12.0.004-2015. Порядок оформления журналов, в частности прошивки, следует установить в локальном нормативном акте. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 214 ТК РФ)...
 
 




 
Минтруд России разъяснил работодателю порядок представления документов и сведений в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания…