Новости

#ДВРЦОТ

Новости

Информационые события в сфере
охраны труда

14 ноября 2022 г.

Вернуться назад

Правительством РФ законопроект об индексации пенсий работающих пенсионеров поддержан не был

Правительство Российской Федерации своим заключением не поддержало Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях», в соответствии с положениями которого предполагалась индексация пенсий работающих пенсионеров...



  Правительством РФ законопроект об индексации пенсий работающих пенсионеров поддержан не был  


  Правительство Российской Федерации своим заключением не поддержало Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях», в соответствии с положениями которого предполагалась индексация пенсий работающих пенсионеров.  


 
Проект был внесен для обсуждения в нижнюю палату Парламента РФ. Актуальность представленного законопроекта была обусловлена внесением Президентом Российской Федерации поправок в Конституцию Российской Федерации, принятых Государственной Думой в 1 чтении 23 января 2020 года, предусматривающих регулярную индексацию размера пенсий.
 
В соответствии с текстом законопроекта с 1 января 2023 года планировалось осуществить перерасчет страховой пенсии по старости работающим пенсионерам, а также восстановить механизм индексации пенсий, который действовал до 2016 года. Для этого предлагалось исключить из Федерального закона «О страховых пенсиях» статью 26.1, введенную в действие Федеральным законом № 385-ФЗ от 29 декабря 2015 года. Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту обратили внимание на то, что принятие данной нормы в 2015 году было обусловлено высоким уровнем дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период.
 



  В 2015 году расходы федерального бюджета превысили доходы на 1,961 трлн. рублей, а в 2016 году —  на 2,956 трлн. рублей.  

 
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что предпосылки для сохранения данной нормы (статьи 26.1) будут отсутствовать в условиях ожидаемого профицита федерального бюджета. Кроме того, благодаря бюджетному правилу значительно снизилась зависимость доходов федерального бюджета от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.





















  Согласно результатам мониторинга, проведенного Минтрудом России, из-за отмены индексации пенсий количество работающих пенсионеров, уплачивающих налоги с зарплаты, преимущественно в результате их ухода в сферу теневой занятости сократилось с 15,3 до 9,7 млн. человек, Это, по мнению экспертов ведомства, привело к потерям бюджета в виде неуплаченного налога на доходы физических лиц в размере около 300 млрд. рублей в год, а также к снижению поступлений во внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд Российской Федерации, в объеме примерно 500 млрд. рублей.
Отсутствие индексаций пенсий, по мнению разработчиков документа, является несправедливым по отношению к работающим пенсионерам, поскольку в ходе осуществления своей трудовой деятельности они надеялись на будущую выплату им страховой пенсии, исправно уплачивая соответствующие страховые взносы. Уровень зарплат большинства работников, достигнувших пенсионного возраста, невысок. Поэтому они обоснованно рассчитывают на пенсионные выплаты, которые в определенной степени позволяют им поддерживать более-менее достойный уровень жизни.  
В пояснительной записке к законопроекту также упоминается заключение на проект федерального  бюджета на 2020-2022 годы, в котором Счетная  палата указывает на риск недостижения целей Указа Президента № 204 от 7 мая 2018 года по обеспечению реального роста пенсий вследствие того, что индексируются пенсии только неработающим пенсионерам.
 



  Авторы инициативы отметили, что чистый финансовый эффект от прекращения индексации пенсий работающим пенсионерам оказался отрицательным.

 
С другой стороны, восстановление механизма индексации пенсий работающим пенсионерам потребовало бы дополнительных расходов с последующим их ежегодным ростом.
 
По экспертным оценкам авторов законопроекта восстановление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам приведет к определенному увеличению расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, которые предлагалось компенсировать за счет использования части ожидаемого ранее профицита федерального бюджета. Также разработчики документа предположили, что фактический объем расходов в связи с принятием федерального закона может снизиться за счет роста поступления страховых взносов от работающих пенсионеров.





















  Однако Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддержало. В соответствующем экспертном заключении говорится о том, что согласно статье 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
 
Корректировка размера страховой пенсии и индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии являются компенсацией инфляционных издержек, которые могут покрываться за счет заработной платы работающих пенсионеров. В связи с этим признание статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» утратившей силу требует дополнительного обоснования.

Эксперты обратили внимание на то, что в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Также законопроект был представлен без учета требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми авторы поправок должны показать источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
 
  Текст:
Игорь Волошин  
 

 
 
 


 
 


АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


 
Результаты проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых по результатам проведения предыдущей оценки установлены оптимальный и допустимый классы условий труда, планируется продлить на 2023 год. Такой возможностью смогут воспользоваться порядка 40 тысяч работодателей. Это позволит сократить финансовую нагрузку предприятий малого и среднего бизнеса, и не затронет трудовые права работников...




 
 
 
  Эксперты Минтруда России разъяснили нюансы обучения работников охране труда по новым правилам. В частности ведомство указало, что проводить инструктажи и обучение по охране труда могут сотрудники на любых должностях. Главное, чтобы такие лица соответствовали требованиям, которые перечислены в правилах. В частности, они обязаны освоить программы для персонала…  






 
Работодатель обязан обеспечивать безопасность труда работников (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Обязанности работодателя в области охраны труда приведены в ст. 214 ТК РФ. При этом необходимо учесть, что здания, сооружения, оборудование, технологические процессы и материалы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 213.1 ТК РФ). Обязанности по выполнению правил по электробезопасности установлены Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее — Правила).
Согласно п. 1.1.2 Правил они распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1 000 В (далее — потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. При этом Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей...






  Порядок оформления журналов регистрации инструктажей по охране труда определяется работодателем самостоятельно с учетом установленных требований. За основу могут быть приняты формы, приведенные в ГОСТ 12.0.004-2015. Порядок оформления журналов, в частности прошивки, следует установить в локальном нормативном акте. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 214 ТК РФ)...
 
 




 
Минтруд России разъяснил работодателю порядок представления документов и сведений в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания…