0
31 июля 2019

Андрей Москвичев на конференции СУЭК рассказал об аспектах безопасности при переходе от традиционной модели к управлению профессиональными рисками

Во Владивостоке прошла конференция «Промышленная безопасность, охрана и медицина труда, охрана окружающей среды в СУЭК. Итоги 2018 года. Задачи 2019 года». Она собрала горняков из восьми регионов России – зон присутствия компании СУЭК. Помимо руководителей и специалистов по охране труда и промышленной безопасности, в совещании принимали участие представители органов государственного надзора и контроля, специалисты горно-спасательных подразделений Дальнего Востока, Государственной инспекции труда в Приморском крае, представители ВУЗов. Во Владивостоке прошла конференция «Промышленная безопасность, охрана и медицина труда, охрана окружающей среды в СУЭК. Итоги 2018 года. Задачи 2019 года». Она собрала горняков из восьми регионов России – зон присутствия компании СУЭК. Помимо руководителей и специалистов по охране труда и промышленной безопасности, в совещании принимали участие представители органов государственного надзора и контроля, специалисты горно-спасательных подразделений Дальнего Востока, Государственной инспекции труда в Приморском крае, представители ВУЗов.  


Главный вопрос ежегодной конференции Сибирской угольной энергетической компании – как сделать производство по добыче угля максимально безопасным для работников всей угледобывающей отрасли. В качестве ведущего российского эксперта был приглашен генеральный директор Клинского института условий и охраны труда Андрей МОСКВИЧЕВ. Он рассказал о некоторых аспектах безопасности труда при переходе от традиционной модели к управлению профессиональными рисками. 

                                                                                                                                                      

        
Нынешняя система управления охраной труда, которая «стоит на китах» требований, правил, контроля и наказаний, а также предполагает реагирование постфактум на случившиеся инциденты, уже полностью изжила себя. Это актуально для всех сфер деятельности, а для угледобычи особенно, ведь горнодобывающая отрасль до сих пор остается одной из самых «рисковых» и опасных в производственной сфере, а уровень травматизма довольно высок.  
 
«Многие компании до сих пор живут набором требований, которые были вменены «сверху», а топ менеджмент таких компаний считает, что их выполнение достаточно для обеспечения безопасности работников, – отметил спикер. – Однако статистика по травматизму, в том числе и в угледобывающей отрасли, говорит об обратном».  
 
Так, в 2018 году пострадали 28 работников, 18 случаев – со смертельным исходом*. Мы теряем по одному шахтеру на каждые 3,2 тонны добытого угля. Многие требования давно устарели и не связаны с производственно-технологическими процессами в компании, а, следовательно, они не могут регулировать весь спектр опасностей и угроз, которые существуют на рабочих местах.  
 

                                                                                            



По мнению Андрея МОСКВИЧЕВА, будущее – за риск ориентированным подходом, профилактикой и качественным обучением работников.  
«Выявлять и идентифицировать опасности – первейшая обязанность работодателя», –говорит эксперт. – Именно информация о профессиональных рисках, которые создает предприятие для своих работников, должна быть в основе мероприятий по охране труда, инструктажей и обучения. Работника необходимо не только информировать о рисках, присутствующих на его рабочем месте, но и обучать его видеть новые опасности, чувствовать их, понимать источники возможных рисков».      
Выявление и оценка профессиональных рисков – непростая кропотливая работа, в которую должны быть вовлечены абсолютно все уровни, от конкретных работников до руководства.     
С чего начать и какова должна быть последовательность действий?  В своем докладе Андрей МОСКВИЧЕВ отметил три ступени процесса:

1. Выявление, то есть с какими опасностями могут столкнуться работники?

2. Оценка, то есть какова вероятность столкновения и последствия столкновения с опасностями?

3. Управление, то есть какие мероприятия необходимо реализовывать для сокращения последствий или уменьшить вероятность столкновения с опасностями? 
Оценка рисков – относительно  новая для нашей страны процедура. Поэтому при переходе от традиционной модели предприятия могут сталкиваться с проблемами отсутствия у персонала навыков  идентификации опасностей. Работники и руководители подчас не всегда видят опасности, не могут адекватно оценить ту или иную степень риска и последствий, соответственно не прикладывают усилия для их устранения, а в результате – травма.   
 
«Отсутствие квалифицированных кадров, которые обладают навыками идентификации и оценки рисков, – вот главная сложность, с которой может столкнуться компания, приступая к оценке рисков, – отметил генеральный директор Клинского института условий и охраны труда Андрей МОСКВИЧЕВ. – Эта проблема на предприятии  может оставаться до тех пор, пока оценкой рисков не будет заниматься достаточно большое количество специалистов». По словам эксперта выход существует: необходимо обучать работников  практическим методам оценки и управления профессиональными рисками, вовлекать его в процесс управления рисками.  
Еще одна проблема, с которой сталкиваются российские компании, – неиспользование результатов оценки в действующих процессах управления охраной труда, когда мероприятия разрабатываются отдельно от нее.  «Такой подход неправильный», – уверен Андрей МОСКВИЧЕВ.  
Результаты оценки рисков после их идентификации, ранжирования и составления реестра должны лечь в основу проведения инструктажей, обучения и подготовки работников, информирования, а также должны стать базисом для дальнейших организационно- технических мер, таких как обеспечение СИЗами, маркировка и визуализация опасных зон, установка блокираторов и многое другое.   
 
К примеру, возьмем процесс инструктирования. Как сегодня это выглядит на практике: огромное количество требований и запретов из Правил по охране труда, подчас не только не связанных с настоящими техпроцессами, но и между собой. Инструкция по охране труда для горнорабочего очистного забоя содержит 20 страниц текста с 53 требованиями и 82 запретами. Но при этом инструкция не содержит главной информации, какие методы и способы безопасной работы может использовать рабочий. 
 
А как может выглядеть инструкция по охране труда на базе данных по оценке профессиональных рисков? Она максимально краткая – не более 10 страниц. Кардинально изменилось и содержание инструкции: в первых строчках, – какие опасности «поджидают» работника на его рабочем месте, откуда они могут исходить, то есть каков может быть источник данной опасности. В инструкции также показано, как эта опасность визуализирована и маркирована, какой знак используется на его рабочем месте, и какие меры безопасности должен применить рабочий.     
                       
                                                                



Стоит отметить, что сегодня рабочая группа экспертов Клинского института условий и охраны труда под руководством Андрея МОСКВИЧЕВА работает над образцами таких новых инструкций для горнодобывающих профессий. «Инструкции нового образца, которые основаны на результатах оценки рисков, – это универсальный продукт, который может использоваться у разных профессий, ведь виды работ, механизмы, процессы, а, следовательно, и опасности могут быть схожими у смежных профессий».   
 
                                                                                          



В ходе своего доклада Андрей МОСКВИЧЕВ также рассказал и о том, как должен выстраиваться процесс информирования работников на основе оценки рисков. Все опасные зоны, в которых присутствует риск травмирования, должны быть промаркированы понятными предупреждающими знаками, а сами опасности должны быть визуально отображены. Помимо знаков, это могут быть наклейки, плакаты, специальная разметка, линии разграничения опасных мест и безопасных проходов. Причем, эти же знаки должны визуально дублироваться в инструкциях. Когда изо дня в день работники видят «в картинках» опасности и их источники, то вероятнее всего именно это и «заложится  на подкорку», как любят говорить психологи, а не многочисленные пункты требований.   


                                                                                             

  И немаловажно – результаты оценки рисков должны ложиться в основу содержания обучающих программ и программ подготовки. При этом принципиально, чтобы программы содержали информацию об опасностях и рисках, которые фактически присутствуют на конкретном рабочем месте. В рамках программы должны рассматриваться реальные опасные события и ситуации, произошедшие с работниками данной профессии, а также способы визуализации опасностей, применяемых на данном предприятии.


____

* Такие данные были приведены в рамках одного из мероприятий выставки «Уголь России и Майнинг». 


 

АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ: