Новости

#ДВРЦОТ

Новости

Информационые события в сфере
охраны труда

21 марта 2022 г.

Вернуться назад

Охрана труда: административную ответственность работодателей усилят

На портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».



Охрана труда: административную ответственность работодателей усилят


  На опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».


 
В к законопроекту разработчики документа обратили внимание на то, что внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  — КОАП) связано с тем, не все работодатели соблюдают принятые на себя обязательства в рамках коллективных договоров и (или) отраслевых (межотраслевых) соглашений в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также государственные нормативные требования охраны труда. Это приводит к производственному травматизму и снижению социальной защиты работников.
 
 

  АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОАП РФ

 
Действующая в настоящее время статья 5.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению с санкциями  — предупреждение или административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
 
В сводном отчете к законопроекту говорится о том, что по сведениям Роструда, за 11 месяцев 2020 года было вынесено по ст. 5.31 КоАП должностными лицами госинспекций труда всего 215 постановлений о назначении административного наказания: из них 101 предупреждение и 114 административных штрафов.
 
В 2021 году за 11 месяцев было вынесено должностными лицами госинспекций труда 145 постановлений о назначении административного наказания: из них 63 предупреждения и 82 административных штрафа. При этом, ввиду малой величины штрафа, предусмотренные санкции не защищают охраняемое право по исполнению принятых работодателем в добровольном порядке обязательств, содержащих льготы и преимущества для работников, по условиям труда, более благоприятным по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, так как затраты на обеспечение указанного права заведомо превышают размер установленных санкций за его несоблюдение.
 
В статье 41 Трудового кодекса РФ (далее  — ТК РФ) дается примерный перечень вопросов, обязательств, которые могут включаться в коллективный договор. Этот перечень содержит и раздел охраны труда.
 
При этом около 100 статей ТК РФ содержат указания об обязательном закреплении отдельных положений в коллективном договоре, в т.ч. и положений об установлении более высокого уровня прав и гарантий работникам по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
 
В связи с этим в рамках законодательных мер, принимаемых в связи с аварией на шахте «Листвяжная», согласно перечню поручений Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА от 31 декабря 2021 г. № ПР-2576, данного по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, было принято решение о необходимости внесения изменений в КоАП с целью усиления ответственности работодателей за принятые на себя обязательства в сфере условий и охраны труда в рамках коллективных договоров и соглашений.






Совещание о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Фото: Пресс-служба Кремля ©. 
 



Кроме того, в рамках предлагаемого регулирования предлагается ввести административную ответственность в виде приостановления деятельности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, которые приводят к угрозе жизни или здоровья работников. Необходимость такого регулирования обусловлено тем, что на промышленных предприятиях используется большое количество оборудования (машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы), в том числе на опасных производственных объектах (например, в угольной отрасли), неисправность которых создает угрозу жизни и здоровью работников, а также приводит к авариям и несчастным случаям на производстве.
 
Разработчики поправок в КОАП также отметили, что анализ несчастных случаев на производстве за 2019-2020 годы и 11 месяцев 2021 года свидетельствует о том, что практически каждый третий несчастный случай с тяжелыми последствиями в организациях, в том числе угольной отрасли происходит в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов.













                                                                    




Как правило, указанные несчастные случаи происходят по причине неисправного или устаревшего оборудования. За 2019 год в субъектах РФ произошло 5860 несчастных случаев, из них в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов 1299 несчастных случаев, что составляет 22,2 % от общего количества несчастных случаев в РФ за указанный период.
 
За 11 месяцев 2021 года в субъектах РФ произошло 3867 несчастных случаев, из них в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов — 944 несчастных случая, что составляет 24,4% от общего количества несчастных случаев в РФ за указанный период.  



ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»



 

 

 
Текст:
Игорь Волошин  





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:



Публикация подготовлена по материалам «Сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия», размещенного разработчиками законопроекта на .