@dvrcot

Специальная оценка
условий труда

СОУТ является обязательной в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Это более структурированный и собранный вариант ранее известный как «аттестация рабочих мест по условиям труда»

Что такое СОУТ?

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это обязательная процедура, направленная на оценку фактических условий труда на рабочих местах, определения их (фактических условий) «вредности» или «невредности» для работников с целью принятия решения для назначения или не назначения гарантий и компенсаций

Гарантии и компенсации полагаются в соответствии с ТК РФ работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, а также для решения иных вопросов в сфере охраны труда

Больше информации о наиболее важных аспектах проведения спецоценки вы найдете в нашем лаконичном и структурированном справочнике: подробнее о СОУТ

Штрафы

За отсутствие или не проведение специальной оценки условий труда статьей 5.27.1 КоАП предусмотрены штрафы: от 60 000 до 80 000 рублей для юр. лиц, а также от 5 000 до 10 000
для должностных лиц

Тарифы ПФР

Тарифы в пенсионный фонд устанавливаются на основании результатов проведенной специальной оценки условий труда, так как в зависимости от класса условий труда присваивается страховой тариф, и если при оптимальных и допустимых условиях он будет равен 0%, то при классе 4 это будет уже 8%

Что входит в СОУТ?

В СОУТ входит:

Составление перечня рабочих мест
Выявление потенциально вредных факторов
Проведение исследования
Определение класса условий труда
Составление отчета
Подготовка декларации соответствия в ГИТ

Документы, оформляемые по результатам СОУТ

Сведения об организации, проводящей СОУТ

Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ

Карты СОУТ, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда

Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов

Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты

Сводная ведомость СОУТ

Перечень мероприятий по улучшению условий труда работников

Заключения эксперта организации, проводящей СОУТ

Почему стоит заказать
специальную оценку
условий труда у нас?

Собственный лабораторный центр

Аккредитованная испытательная лаборатория и полный комплект разрешительной документации

Штат сертифицированных специалистов

Квалифицированные эксперты в области СОУТ, в том числе врачи-гигиенисты

Аккредитованная организация

ДВРЦОТ с 2015 года под № 9 в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Широкая география работы

Филиальная сеть на территории Дальнего Востока. Оперативно выезжаем в любой регион РФ

СОУТ бесплатно за счёт ФСС

Готовые документы! Экономия средств

Гарантия от штрафов 5 лет

Штраф от 60 000 ₽ за непроведение СОУТ

ДВРЦОТ надёжный партнёр

Аккредитованный в национальной системе аккредитации

Собственная аккредитованная лаборатория

Современный приборный парк

Новейшие методы исследований и испытаний

Более 10 лет на рынке

Высококвалифицированные специалисты

Гарантия качества

Выгоды от проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда

Вовремя проведенная специальная оценка условий труда сэкономит бюджет организации – не нужно платить штрафы

Снижение дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Минимизация налогообложения, связанная с расходами на оплату труда

Установление периодичности проведения медицинских осмотров

Часть затраченных на СОУТ средств может вернуть ФСС. В среднем стоимость проведения СОУТ окупает себя уже в первый год после получения результатов

Обоснование финансирования мероприятий, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от травматизма и профзаболеваний, направленных на улучшение условий и охраны труда

Урегулирование разногласий с работником, связанных с обеспечением безопасности на рабочих местах

Проведение медицинских комиссий и улучшение условий труда на рабочих местах за счет средств ФСС

Официальное обоснование по вопросу назначения или отмены гарантий и компенсаций работникам

Возможность участия в тендерах и конкурсах, на которых требуется заключение о соответствии условий труда требованиям безопасности

Получение скидки в размере 40% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и проф.заболеваний

Предупреждение административной ответственности за непроведение или нарушение порядка проведения процедуры специальной оценки и уголовной ответственности при несчастных случаях и профзаболеваниях работников

Наши клиенты
и партнёры

Частые вопросы

Обязательно ли проводить СОУТ?

Обязательно. Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Кроме того, статья 4 этого закона обязывает работодателя проводить также и внеплановую СОУТ в оговоренных в 426-ФЗ случаях.

Как сформировать комиссию по СОУТ, если в компании меньше 3 сотрудников?

К сожалению, этот вопрос не урегулирован ни законодательно, ни нормативно. Ч.1 ст.9 426-ФЗ говорит лишь о том, что количество членов комиссии должно быть нечетным. Соответственно, если в организации работает, например, 2 человека, то комиссия может состоять из 1 человека - работодателя или специально назначенного им сотрудника.

Как часто нужно проводить СОУТ?

Не реже 1 раза в 5 лет, кроме случаев проведения внеплановой СОУТ, указанных в ч.1 ст.17 426-ФЗ.

Какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда?

Специальной оценке условий труда в организации подлежат все рабочие места, кроме перечисленных в ч.3 ст.3 426-ФЗ. Это рабочие места, на которых трудятся надомники (надомные рабочие), дистанционные рабочие, а также работники, вступившие в трудовые отношения с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.

На что обратить внимание при выборе подрядчика по проведению СОУТ?

Организация, проводящая СОУТ, должна состоять в Реестре организаций, проводящих СОУТ, и иметь уведомление об этом. Именно наличие уведомления подтверждает, что организация соответствует требованиям статьи 19 426-ФЗ, а именно:

в ее уставных документах есть упоминание о том, что она проводит СОУТ;

в ее штате есть не менее 5 экспертов по СОУТ и врач-гигиенист;

в ее составе есть испытательная лаборатория, которая проводит определенные виды исследований, испытаний и измерений в соответствии со статьей 13 426-ФЗ.

Смотрите схему как
мы работаем

Несколько простых этапов

Заявка

Позвоните нам по номеру +7 (423) 22-44-333 или заполните
и наши специалисты свяжутся с вами

Заключение договора

После уточнения деталей мы рассчитаем стоимость и сроки проведения СОУТ

Выполнение работ

Мы выполняем измерения и оценку условий труда в согласованные с вами сроки

Согласование работ

Промежуточные результаты СОУТ мы обязательно согласовываем с вами
в электронном виде

Сдача работ

Вы получаете все необходимые документы, в том числе для сдачи в надзорные органы

Вы в безопасности!

Бесплатная консультационная поддержка в течение 5 лет

Справочник СОУТ

1 Оценка

Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда является комплексом последовательно осуществляемых мероприятий, ориентированных на выявление вредных (опасных) производственных факторов, а также оценку уровня воздействия данных факторов на работников хозяйствующих субъектов (далее — организаций). Только исходя из результатов специальной оценки могут быть установлены классы и подклассы трудовых условий на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда в обязательном порядке должна производиться не менее чем 1 раз в каждые 5 лет. Отсчет каждого срока должен начинаться со дня, в который был утвержден отчет о проведении предыдущей оценки.

Спецоценку не производят в отношении надомников, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями, а так же в религиозных организациях.

Спецоценка призвана выявлять и устранять потенциально вредные (опасные) факторы, могущие причинить вред жизни и здоровью работников на рабочих местах. Раннее существовали списки вредных (опасных) производств, но, как показала практика, в нынешних условиях данный подход утратил свою эффективность, поскольку на сегодняшний день количество техногенных и прочих воздействий на человека в ходе осуществления им трудового процесса многократно увеличилось. А потому лишь фактическая оценка ситуации способна повлиять на улучшение условий труда и произвести коррекцию компенсационных выплат работникам и отчислений в их ПФР, исходя из фактических условий труда.

Оценки, обязательные для проведения в ходе оценки условий труда

В ходе спецоценки должны быть произведены:

Оценка факторов производственной среды, а также имеющих место в данной организации трудовых процессов

Оценку эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты.

Порядок проведения СОУТ регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест гражданских лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, регулируется в п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ.

Следует иметь в виду, что оценка условий труда должна быть произведена на рабочих местах даже в том случае, если сотрудники постоянно трудятся не на территории организации, а на территории заказчика. Это обусловлено нестационарными рабочими местами. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ, специальную оценку условий труда должны проводить у себя все работодатели без каких-либо исключений. В противном случае, отказ от проведения спецоценки может быть приравнен к нарушению трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Рекомендуемые сроки проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда в обязательном порядке должна производиться не менее чем 1 раз в каждые 5 лет. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона, отсчет каждого срока должен начинаться со дня внесения сведений в Федеральную информационную систему отчета о проведении предыдущей оценки условий труда.

Также стоит учесть, что могут возникать случаи, при которых специальную оценку необходимо будет провести раньше означенного срока (вне плана). Внеплановое проведение специальной оценки, на основании ч. 1 ст. 17 Закона может быть затребовано ввиду:

Создания и введения в эксплуатацию новых рабочих мест;

Получения работодателем предписания от госинспектора труда о проведении таковой оценки;

Изменений, вносимых в технологические и производственные процессы, замены производственного оборудования, способного содействовать повышению или понижению уровня воздействия вредных (опасных) факторов на работников;

Изменений в составе материалов (сырья), использующихся в процессе производства и способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия вредных (опасных) факторов на работников;

Изменений в применяемых средствах коллективной либо индивидуальной защиты

Случившегося несчастного случая на производстве (если данный случай не произошел по вине сторонних лиц), либо выявления профессионального заболевания, причиной которого стало воздействие на работников вредных (опасных) факторов, связанных с производством

Поступления мотивированного предложения, поступившего со стороны профсоюзной организации либо любого другого органа, представляющего трудовые коллективы, о проведении таковой оценки

Обязательность специальной оценки для разных типов рабочих мест

Как гласит общее правило, специальную оценку необходимо проводить по отношению к условиям труда и рабочим местам всех работников, за исключением указанных в ч. 3 ст. 3 закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Причины для проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Как прописано в ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих обстоятельствах:

При создании и введении в эксплуатацию новых рабочих мест;

При получении работодателем предписания от госинспектора труда о проведении таковой оценки ввиду нарушений, выявленных трудовыми инспекторами в ходе одной из плановых проверок;

В связи с изменениями, привнесенными в технологические и производственные процессы, заменой (частичной и полной) производственного оборудования, способного содействовать повышению или понижению уровня воздействия вредных (опасных) факторов на работников;

Из-за изменений в составе материалов (сырья), использующихся в процессе производства и способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия вредных (опасных) факторов на работников;

Изменений в применяемых средствах коллективной либо индивидуальной защиты, способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия вредных (опасных) факторов на работников;

Ввиду случившегося несчастного случая на производстве (если данный случай не произошел по вине сторонних лиц), либо выявления профессионального заболевания, причиной которого стало воздействие на работников вредных (опасных) факторов, связанных с производством;

Вследствие поступления мотивированного предложения, поступившего со стороны профсоюзной организации либо любого другого органа, представляющего трудовые коллективы, о проведении таковой оценки

Внеплановая спецоценка по пунктам 1 и 3 проводится в течение 12-месячного срока со дня наступления выше обозначенных случаев. А по остальным пунктам в течение 6 месяцев со дня наступления вышеозначенных случаях. Стоит обратить внимание, что из-за изменения наименований рабочих мест, реорганизации хозяйствующего субъекта, либо изменения Ф. И. О. предпринимателя специальную оценку условий труда может не проводиться в случае принятия решения комиссией, что эти изменения не влекут на себе оснований для проведения СОУТ.

2 Бизнесу

Четыре класса условий труда

1 класс. В него входят рабочие места с оптимальными условиями, при которых на работников не оказывается воздействие вредными (опасными) производственными факторами в виду их отсутствия, либо в случаях, когда уровни воздействия упомянутых факторов не превышают допустимого уровня, оговоренного в нормативах условий труда и принятых как безопасные для человека, и попутно на рабочих местах созданы все предпосылки, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности трудящихся.

2 класс. В него входят рабочие места с допустимыми условиями, при которых на работников оказывается воздействие вредными (опасными) для здоровья производственными факторами, но уровни воздействия упомянутых факторов не превышают допустимого уровня, указанных в нормативах условий труда (СанПиН), а изменения функционального состояния трудящихся может быть восстановлено за время регламентированного отдыха, либо к началу следующей рабочей смены (трудового дня).

3 класс. В него вошли рабочие места с вредными условиями, при которых на работников оказывается воздействие вредными (опасными) производственными факторами, уровни воздействия которых превышают допустимые уровни, указанные в нормативах условий труда (СанПиН).

4 класс. К данному классу относятся рабочие места с опасными условиями труда, при которых на работников оказывается воздействие опасными, а также вредными производственными факторами, уровни воздействия которых на протяжении полной либо частичной рабочей смены (трудового дня) могут угрожать жизни трудящегося, а последствия воздействия агрессивной среды на рабочем месте могут вылиться в развитие у работников острых профзаболеваний, приобретенных в ходе осуществления трудовой деятельности

3 класс, в свою очередь, подразделяется на 4 подкласса:

3.1 — подкласс вредных условий труда 1-й степени, в который включены условия труда, где на работников воздействуют опасные и вредные производственные факторы, по завершении воздействия которых функциональное состояние работников, измененное под воздействием упомянутых факторов, может быть восстановлено за больший срок, чем отводится до следующей смены, т. е. организму работника требуется больше времени без воздействия упомянутых факторов, чтобы полностью восстановиться и не иметь риска повредить здоровье

3.2 — подкласс вредных условий труда 2-й степени, в который включены условия труда, где на работников воздействуют вредные (опасные) факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызывать стойкие функциональные нарушения в организмах работников, могущие привести

3.3 — подкласс вредоносных условий труда 3-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызвать стойкие функциональные нарушения в организмах трудящихся, могущие привести к развитию у трудящихся легкой либо средней тяжести профзаболеваний (с потерей проф. трудоспособности), возникших за время выполнения трудовой деятельности в данных условиях

3.4 — подкласс вредоносных условий труда 4-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызвать у трудящихся развитие профзаболеваний в тяжелой форме, сопровождающихся потерей общей трудоспособности, и приобретенных за время осуществления трудовой деятельности в данных условиях

Как правильно сэкономить на проведении специальной оценки условий труда

Хозяйствующим субъектам с оптимально допустимыми трудовыми условиями предоставляется право проводить специальную оценку лишь раз в 5 лет. Данного рода поправки были внесены в ст. 11 ФЗ за № 426-ФЗ, вступившую в силу с 1 мая 2016г. Регламент предусматривает, что для этого каждая организация по итогам проведения спецоценки должна сдать в трудинспекцию соответствующую декларацию соответствия. На данный момент предусматривается включение организациями в декларации соответствия рабочие места с оптимальными либо допустимыми условиями труда. Таким образом можно повторно не оценивать уже задекларированные места, т.к. декларация действует бессрочно. Но льгота действительна лишь в том случае, если в течение действия декларации не произойдут серьезные несчастные случаи, либо не будут иметь место случаи профзаболеваний, либо других причин, установленных п.5 ст. 11 426 - ФЗ. В таких случаях возникнет необходимость проведения внеочередной специальной оценки условий труда. В целом же на проведение специальной оценки цена устанавливается исходя из вида деятельности организации, численности рабочих мест, финансового состояния, местонахождения и прочих критериев

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Исчерпывающий ответ дан п. 3 ст. 11 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., посредством которого в КоАП РФ были внесены соответствующие поправки. С этого момента ч. 2 обновленной ст. 5.27.1 КоАП РФ в случаях, если работодателями были нарушены порядки проведения СОУТ (включая и отказ от ее проведения) предусматриваются, в лучшем случае, предупреждения, а в худшем — штрафы:

В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для должностных лиц

В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для лиц, являющихся работодателями, осуществляющими свою деятельность без образования юр. лица

В размере от 60 тыс. до 80 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.)

Следует принять во внимание, что, в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., данные меры вступили в силу лишь с 1 января 2015 г. Не проведение организациями специальной оценки является прямым нарушением ТЗ РФ. Административная ответственность за нарушения законодательства об охране труда в 2017 г. устанавливается ст. 5.27 КоАП РФ. Исходя из данной статьи работодатели, в том числе за отказ от проведения специальной оценки, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафов:

В размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. — для должностных лиц организаций либо дисквалификация на срок до 3 лет (если нарушение будет зафиксировано повторно)

В размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. — для индивидуальных предпринимателей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

В размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

В КоАП РФ с1 января 2015 г. была добавлена ст. 5.27.1, в которой были прямо прописаны меры ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. В частности, в ней оговорены следующие меры административной ответственности в виде:

Для должностных лиц организаций — первичного предупреждения, затем — штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалификации на срок до 3 лет

Для индивидуальных предпринимателей — первичного предупреждения, затем штрафа от 5

Требования к подрядчику, проводящему спецоценку

Выбирая такую организацию, работодатель должен руководствоваться требованиями, предъявляемыми Законом (ст. 19 и ст. 20) к организациям, осуществляющим деятельность в данной сфере

Требования, предъявляемые Законом к организациям, занимающимся проведением специальной оценки, заключаются в том, что:

Они должны являться лицами, независимыми по отношению к работодателям, нанимающим их для оценки

В уставной документации данных организаций проведение спецоценки должно значиться как основной род деятельности

Они должны быть аккредитованы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ, датированным 1 апреля 2010 г. за № 205н, причем весь перечень организаций, прошедших данную аккредитацию и допущенных к проведению специальной оценки, опубликован непосредственно на сайте Минтруда РФ

В их составе должно иметься как минимум 5 специалистов, осуществляющих свою деятельность на основании трудового договора, и сертифицированных на выполнение работ по спецоценке, и в том числе 1 (или более) специалист с высшим образованием в одной из специальностей

Также в них должны входить специалисты с медицинским образованием, а именно: врачи по общей гигиене, врачи по гигиене труда, врачи-специалисты в областях санитарно-гигиенических лабораторных исследований

Должен иметься специальный испытательный лабораторный центр, аккредитованный российским национальным аккредитационным органом в порядке, обусловленном законодательством, причем область аккредитации данного лабораторного центра должна распространяться на проведение испытаний и исследований, а также измерение опасных и вредоносных факторов, имеющих место в производственной среде, либо возникающих в ходе осуществления трудовых процессов

Порядок допуска вышеуказанных организаций к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки, регистрации с последующим занесением их в реестр организаций, занимающихся специальной оценкой условий труда, приостановления либо полного прекращения их деятельности по осуществлению специальной оценки установлен Правительством РФ, а именно, в ст.19 и ст. 22 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ

3 Дополнительные вопросы

Решение разногласий

Разногласия, могущие возникнуть в процессе проведения специальной оценки условий труда, несогласие работодателей или работника с результатами проведенной оценки на том или ином конкретном рабочем месте, жалобы работодателей на действия либо бездействия специалистов организации, проводящей специальную оценку, должны рассматриваться и решаться федеральным государственным органом исполнительной власти, в полномочия которого входят обязанности проведения госнадзора на федеральном уровне за соблюдением норм и нормативных актов ТЗ РФ региональными властными органами, решения которых, в частности, могут быть оспорены в суде в установленном порядке

Работодателями и работниками, а также выборными органами первичных профсоюзных организаций, равно как и иными представительными органами трудящихся могут быть обжалованы результаты проведения специальной оценки в суде в установленном порядке

Облагаются ли доп. взносами зарплаты пенсионеров?

На предприятии работает пенсионер, которому уже выплачивается досрочная пенсия за выработанный «вредный» стаж. И по ныне он осуществляет свою деятельность во вредных условиях. В данном случае выплачиваются ли доп. взносы с его заработной платы? Да, выплачиваются. Доп. взносы должны выплачиваться за любых работников, осуществляющих свою деятельность на рабочих местах со вредными либо тяжелыми условиями, имеющими право на досрочный выход на пенсию. Списки таковых должностей утверждены Постановлением за № 10. К примеру, в данном списке фигурируют электромонтеры, аккумуляторщики, литейщики пластмасс, газосварщики и пр. Если, к примеру, пенсионер является газосварщиком, то, несмотря на то, что он уже получает пенсию, в ПФР и дальше, как и для остальных, необходимо перечислять доп. взносы. Исключений для данного типа трудящихся законом не предусмотрены (п. 7 письма ПФР за № НП-30-26/20622, датированного 30 декабря 2013 г.)

По поводу гарантий и компенсаций за осуществление работы во вредных условиях

В соответствии с ч. 1 ст. 92, ст. 117, ч. 1 ст. 146 и ст. 147 ТК РФ законом установлен ряд гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим свою деятельность во вредных условиях. Но ныне гарантии и компенсации, исходя из принятого Закона за № 421-ФЗ, стали подразделяться исходя из подклассов. Это и сокращение продолжительности рабочего времени до 36 часов в неделю, если рабочие места относятся к подклассам 3.3, 3.4 либо классу 4; и повышение заработной платы на сумму не менее 4% от оклада, исчисляемую, исходя из тех или иных разновидностей работ с условиями труда, отнесенными к классу нормальных, применяемую в отношении рабочих мест, отнесенных к подклассам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также к классу 4. Упомянутые здесь гарантии и компенсации положены работникам, занятым на рабочих местах с опасными (вредными) условиями вне зависимости от того, входят ли их должности в списки, которые утверждает Постановление за № 10, или нет. Здесь, по определению КС РФ, датированному 7 февраля 2013 г., за № 135-0, все зависит от того, чтобы воздействие опасных (вредных) факторов было подтверждено в результате проведенной специальной оценки условий труда.

Из чего исходить при расчете рабочих мест; из фактической численности работников или из их количества в соответствии со штатным расписанием?

Рекомендуется исходить в данном вопросе из численности работников по штатному расписанию, поскольку из этого количества высчитывается 20% мест со схожими параметрами, необходимых для того, чтобы после их оценки, спецоценка в целом была признана проведенной. Но поскольку данный вопрос не учтен ни в одном Законе, по данному поводу окончательное решение остается за комиссией. При принятии решения следует брать в расчет следующие нюансы. С одной стороны, в ходе проведения спецоценки исследуются и подвергаются анализу трудовые условия конкретных сотрудников. Поскольку целью специальной оценки условий труда является выявление опасных (вредных) факторов на конкретном рабочем месте в ходе совершения трудового процесса. Должны быть учтены и производственное оборудование, и сырье (материалы) использующиеся работником, что оговорено ст. 10 и ст. 12 Закона за № 426-ФЗ. Отсюда видно, что идентификация опасных (вредных) факторов невозможна без присутствия на рабочем месте самого работника. С другой стороны, если не провести спецоценку на числящихся в штатном расписании, но на данный момент вакантных трудовых местах, это придется делать позже, когда на любое из этих мест будет принят (оформлен) работник. В конечном счете, решение о включении тех или иных рабочих мест в спецоценку должно приниматься комиссией исходя из степени целесообразности. К примеру, если штатным расписанием предусмотрены такие рабочие места, на которые в скором времени запланировано нанять сотрудников, лучшим решением будет ввести эти места в общее число мест, в отношении которых будет проводиться специальная оценка условий труда

Кто и когда должен подавать в трудовую инспекцию декларацию о проведении спецоценки?

Как прописано в ст. 11 Закона за № 426-ФЗ, такую декларацию обязаны подавать все работодатели (все хозяйствующие субъекты, включая организации госсектора и лиц, осуществляющих деятельность без образования юр. лица, но привлекающих граждан для проведения работ), которые провели на своем предприятии, в организации и пр. специальную оценку, в ходе которой: не были выявлены опасные (вредные) производственные факторы; условия труда на которых занесены в разряд оптимальных (1 класс) либо допустимых (2 класс) (не считая рабочих мест, на которых идентификация не проводилась). Форму и порядок подачи данных деклараций утвердил приказ Минтруда РФ за № 80н, датированный 7 февраля 2014 г. С мая 2016 г. стало возможным подавать декларации и на рабочие места, в отношении которых на ряду с идентификацией проводились измерения и исследования. Декларации представляются в госинспекцию труда по тому региону, в котором находится хозяйствующие субъекты (по месту жительства ИП). Данная обязанность закреплена ч. 1 ст. 11 Закона за № 426-ФЗ и п. 3 Порядка за № 80н.