0
08 июня 2022

Оплата санатория «вредникам» и предпенсионерам: суд не поддержал начисление взносов на травматизм

По коллективному договору организация оплачивала путевки на санаторно-курортное лечение работникам, условия труда которых признаны вредными, и предпенсионерам. Данные затраты не облагались взносами на травматизм. ФСС при выездной проверке начислил недоимку, пени и штраф...



Оплата санатория «вредникам» и предпенсионерам: суд не поддержал начисление взносов на травматизм


По коллективному договору организация оплачивала путевки на санаторно-курортное лечение работникам, условия труда которых признаны вредными, и предпенсионерам. Данные затраты не облагались взносами на травматизм. ФСС при выездной проверке начислил недоимку, пени и штраф. Контролеры полагали, что это выплаты в рамках трудовых отношений, их нет в перечне необлагаемых, следовательно, взносы нужно начислять.
 
Организация оспорила решение фонда. Суд поддержал истца. Судьи указали на то, что трудовые отношения не означают, что все выплаты, осуществляемые работнику, являются оплатой труда. Путевки покупались на основании медицинских заключений о том, что работникам требуется санаторно-курортное лечение. Данные выплаты, по мнению суда, были признаны выплатами социального характера. Они не зависят от квалификации, сложности, качества и количества работы.


Источник: .  





















  АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2022 г. по делу № А43-27546/2021  


05 мая 2022 года (дата изготовления постановления в полном объеме)
 
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2022.
 
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
 
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
 
при участии представителя
от заинтересованного лица:
 
Евстифеевой Н.А. (доверенность от 17.12.2021 № 301), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.11.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 по делу №А43-27546/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Павловский автобусный завод» (ИНН 5252015220, ОГРН 1045206965055) о признании недействительным решения Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.06.2021 № 52172150000367.
 
 
и установил:
 
 
общество с ограниченной ответственностью «Павловский автобусный завод» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Учреждение, Фонд) от 23.06.2021 № 52172150000367.
 
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.11.2021 заявленное требование удовлетворено.
 
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
 
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
 
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, компенсация работникам стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам, занятым на работах с вредными и опасными производственными факторами, а также работникам в период не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии, осуществлялась в рамках трудовых отношений, не упомянута в перечне не облагаемых страховыми взносами выплат, поэтому подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях. Кроме того, Фонд считает неправомерным возложение на него судом первой инстанции обязанности по возмещению расходов Общества по уплате государственной пошлины.
 
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
 
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
 
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Учреждение провело в отношении Общества выездную проверку по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
 
По результатам проверки составлен акт от 28.05.2021 № 52172150000365 и принято решение от 23.06.2021 № 52172150000367, которым Общество привлечено к ответственности на основании статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в виде штрафа в размере 12 348 рублей 92 копеек. Данным решением Обществу начислены пени в размере 2926 рублей 09 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 61 744 рублей 58 копеек.
 
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
 
Руководствуясь статьями 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20.1, 26.21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, и удовлетворил заявленное требование.
 
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
 
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами данного вида социального страхования признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
 
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона №125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Закона.
 
В статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
 
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
 
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12, от 03.12.2013 № 10905/13, от 10.12.2013 № 11031/13, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.










 



 

 

















 
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
 
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
 
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Общество осуществляло приобретение путевок работникам с целью организации оздоровительного отдыха и санаторного лечения на основании медицинских заключений специалистов о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и в соответствии с условиями Коллективного договора на 2018-2019 годы, предусматривающего предоставление путевок на санаторно-курортное лечение работникам на основании решений комиссии социального страхования.
 
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что названные расходы носили социальный характер, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являлись вознаграждением или оплатой труда.
 
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что названные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, и правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
 
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Довод заявителя жалобы о неправомерном отнесении на него судом первой инстанции расходов Общества по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежит отклонению, поскольку возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшая сторона государственным органом.
 
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
 
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
 
В резолютивной части постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2022, размещенной в электронном виде в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел», допущена описка в дате обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области: вместо даты 08.11.2021 напечатано 21.10.2022.
 
Допущенная описка в резолютивной части постановления от 28.04.2022 не затрагивает существа судебного акта, поэтому может быть исправлена на основании части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
 
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
 
постановил:
 
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 по делу № А43-27546/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — без удовлетворения.  
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
  Председательствующий
О.Е. БЕРДНИКОВ
 
Судьи
Ю.В. НОВИКОВ
Т.В. ШУТИКОВА


 


 

 
 





 

  АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:  


    С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.


 
 
  Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.  



    С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.