Новости

#ДВРЦОТ

Новости

Информационые события в сфере
охраны труда

16 марта 2022 г.

Вернуться назад

Андрей Исаев: Серые зарплаты необходимо вывести из тени. На легализацию трудовой деятельности будет направлен новый закон о занятости

Действующий Закон «О занятости населения в Российской Федерации» был принят 30 лет назад и устарел. В ближайшее время в Госдуму планируют внести новую версию этого документа, структуру которого парламентарии обсудили 31 января с представителями Минтруда, профсоюзами и работодателями на заседании рабочей группы по совершенствованию трудового законодательства...




Андрей Исаев: Серые зарплаты необходимо вывести из тени. 
На легализацию трудовой деятельности будет направлен новый закон о занятости  
 

  Действующий Закон «О занятости населения в Российской Федерации» был принят 30 лет назад и устарел. В ближайшее время в Госдуму планируют внести новую версию этого документа, структуру которого парламентарии обсудили 31 января с представителями Минтруда, профсоюзами и работодателями на заседании рабочей группы по совершенствованию трудового законодательства. Планируется дать определение платформенной занятости, уточнить статус и права самозанятых, прописать, как государство будет помогать безработным и бороться с серыми зарплатами, рассказал в интервью «Парламентской газете» заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.  




 
Фото: Андрей Исаев. © er.ru.
 
 



— Андрей Константинович, какие нормы планируете закрепить в новом законе?  


— Стороны социального партнерства — работодатели и профсоюзы — по-разному смотрят на содержание этого документа. Например, работодатели на заседании рабочей группы сказали, что отношения руководителя и работников должен регулировать Трудовой кодекс, а закон о занятости касается только тех, кто ищет работу. Пока я не готов говорить о конкретных нормах. Мы договорились только о том, что в целом должно быть в этом законе.
 
Кроме общих описаний занятости, мы должны наконец дать определение понятию «самозанятые». Сегодня это более 3 миллионов человек, и они определены только через налоговое законодательство как граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Это вызывает большое количество вопросов. Например, какие у них права в отношении тех, с кем они работают, возникает ли у них право на пенсию и оплату больничного листа, кто платит за них страховые взносы — они сами или люди, которые их наняли. Все эти вопросы предстоит обсудить и ответить на них в новом законе. Также следует дать определение платформенной занятости.
 
Но в большей части закон будет посвящен, как и ныне действующий, обеспечению трудоустройства, выплате пособий по безработице, защите тех категорий граждан, которым трудно найти работу. Это молодые специалисты, люди предпенсионного возраста, инвалиды, многодетные родители. Государство может, например, помогать им открывать собственное дело или предоставить льготы работодателям, которые возьмут на работу молодежь и инвалидов. Пока это обсуждается. Мы планируем внести законопроект в ближайшее время и принять до конца 2022 года.     
 



 








                                                                




— В документе также дадут определение неконвенциональной занятости.
Что это такое?

 
— Это серые и черные зарплаты. Естественно, мы не будем говорить, что это хорошо. Мы напишем о мерах, которые должно принимать государство, чтобы максимально сократить, а в идеале — вообще избавиться от теневой занятости.  
 

  — На заседании рабочей группы обсуждали регулирование зарплат и повышение контроля за техникой безопасности. Каким образом предлагаете это контролировать?

 
— В ближайшее время мы планируем внести поправки в Трудовой кодекс, расширяющие перечень вопросов, которые будут регулироваться через коллективные договоры и соглашения. В первую очередь проблемы возникают с частными предприятиями. Там отрегулировать заработную плату через законодательство чрезвычайно сложно.
 
В коллективных договорах и соглашениях профсоюзы и работодатели оговаривают меры по обеспечению достойной заработной платы, ее неизменной части, по контролю за соблюдением техники безопасности, условий охраны труда. Во-первых, мы предполагаем ввести принудительное исполнение таких соглашений. В случае если соглашение подписано представителями работников и работодателей, имеющих большинство в отрасли, то после регистрации Министерством труда это соглашение будет распространяться на всю отрасль. В том числе и на те предприятия, которые не участвовали в разработке документа.
 
Во-вторых, хотим дать право контролировать исполнение коллективных договоров Минтруду и Рострудинспекции. Сейчас контрольные полномочия есть только у профсоюзов и работодателей.
 
И в-третьих, мы хотим расширить перечень вопросов, которые регулируют эти договоры. В том числе в них нужно прописать размер неизменяемой части заработной платы, соотношение окладов руководителей организаций и рядовых сотрудников. Сегодня это устанавливают только для бюджетных организаций.
 
Эти поправки в Трудовой кодекс мы хотели бы принять до конца весенней сессии.
 

  — А как накажут организации, которые не исполняют коллективные договоры?     

 
— Этот вопрос уже выходит за рамки трудового законодательства. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья, устанавливающая ответственность за несоблюдение прав профсоюзов и неисполнение соглашений. Но сейчас штрафы за это символические, особенно для крупных компаний. Поэтому вместе с коллегами из Минтруда мы, возможно, будем вносить изменения в КоАП и повышать эти штрафы.
 

  Автор материала:
Мария Соколова  

 
Источник:


 

 








БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



Оперативная и актуальная информация на электронную почту