0
21 февраля 2020

Государственные и коммерческие структуры все чаще вводят в штатное расписание должность психолога





Эмоциональное выгорание, как и депрессия, может настигнуть любого, даже самого высококлассного и творческого специалиста ― недуг XXI века поражает все больше работников во всех сферах. Для бизнеса этот «вирус» тоже становится опасен: отправить захандрившего сотрудника на больничный сложно, уволить ― негуманно. А его производительность тем временем стремится к нулю...


Эмоциональное выгорание, как и депрессия, может настигнуть любого, даже самого высококлассного и творческого специалиста ― недуг XXI века поражает все больше работников во всех сферах. Для бизнеса этот «вирус» тоже становится опасен: отправить захандрившего сотрудника на больничный сложно, уволить ― негуманно. А его производительность тем временем стремится к нулю...
 

  ― Необходимо учитывать, что на состояние человека влияют не только отношения внутри коллектива, но и обстоятельства личной жизни. Когда у сотрудника много нерешенных семейных вопросов, работать продуктивно ему сложно, а тем более показывать более высокие результаты, которых компания от него ждет, ― говорит профессор Уральского государственного экономического университета Алла МАТВЕЕВА.
 
Взгляды на ситуацию работодателей разнятся: кто-то считает, что все проблемы должны оставаться дома, и следует увольнять тех, кто пытается принести своих «тараканов в голове» на работу, а кто-то готов открыть штатную ставку психолога, чтобы иметь здоровый коллектив.




Крупный бизнес для поддержания здоровья персонала готов потратиться даже на создание комнаты
психологической разгрузки. Фото: Татьяна Андреева / .



  Так, специалист по кадрам одного из местных банков рассказывает: даже у самых стрессоустойчивых работников порой сдают нервы в гонке за плановыми показателями, а соревновательность делает дружбу между коллегами почти невозможной. Здесь и пришел на помощь специалист: к нему может в любой момент обратиться каждый работник. Непопулярными услуги нового коллеги были лишь первый месяц, но, когда кабинет психолога отделили от общего зала, тайком в него периодически начали наведываться все, от уборщицы до руководителя.
 




  Специалиста, зарабатывающего от тысячи рублей за час консультации, можно соблазнить устроиться  на полный день только очень солидным окладом.

 
― Экономический эффект мы не подсчитали ― это сложно сделать, но атмосфера явно стала менее напряженной, люди теперь реже увольняются. Переживаем, что будем делать, когда наша палочка-выручалочка уйдет в отпуск, ― рассказывает эйчар Елена.
 
Пока по-настоящему стабильный спрос на психологов есть в полиции, МЧС и других силовых структурах, специфика работы которых подразумевает экстремальные нагрузки на психику. Стала уже обычной и должность школьного психолога, который заботится о здоровье не только детского, но и педагогического коллектива. В последние годы активизировался и бизнес: во многих крупных компаниях человеку, который принесет мир в коллектив, готовы положить приличный оклад и посулить разнообразные «пряники», включая добровольное медицинское страхование и премии.
 
Как рассказали корреспонденту «Российской газеты» специалисты этой сферы, их зарплата колеблется от 12 до 65 тысяч рублей. На размер оклада, разумеется, влияет стаж: вчерашние студенты могут рассчитывать разве что на 12-20 тысяч. В госучреждениях оплата труда психологов обычно не превышает 30 тысяч рублей, ну а в частных структурах ― 25-65 тысяч, а то и более. Однако даже такие вакансии нередко пустуют: хорошего специалиста, привыкшего зарабатывать от тысячи рублей за час консультации, можно соблазнить устроиться на полный день только очень солидным окладом. Ну а на это готовы далеко не все работодатели.
 
Иногда руководитель вообще пытается взять роль психолога на себя. И здесь уж как повезет: мудрости, времени и знаний хватает не каждому начальнику. Бывает, что попытка установить доверительные отношения и дружелюбный настрой в коллективе, напротив, усугубляет ситуацию.

















 
 
― У нас федеральная компания. Директор филиала постоянно выезжал на тематические мероприятия, читал книги по тимбилдингу и на нас экспериментировал. Например, у меня с другой сотрудницей был конфликт. Хотя мы мало соприкасались по работе, но он решил, что это всем мешает. Раньше мы были в разных сменах, а тут нас стали заставлять работать в паре: где-то он вычитал, что это поможет нам стать лучшей командой в коллективе. В итоге та девушка уволилась - ушла к конкурентам. Очень долго не могли найти ей замену, ведь она была хорошим специалистом-продажником, ― рассказывает Полина, старший менеджер по продажам крупной компании-провайдера.
 
― У психолога, в отличие от руководителя, есть свой психолог, к которому он ходит на консультации, чтобы не переносить на клиентов собственные проблемы. Начальник может, конечно, дать мудрый совет, но только исходя из собственного опыта. И если психолог прорабатывает с человеком пути решения проблем с позиции, что тот сам ответственен за результат, то в случае с советчиком «свыше» в неудаче подчиненный будет винить именно его, - подчеркивает психолог-консультант Инесса КАШУБА.
 
Впрочем, включать психолога в штат, особенно если организация некрупная, совсем не обязательно. Более того, есть мнение, что это даже противопоказано, ведь он со временем станет частью коллектива со всеми его проблемами и тогда вряд ли сможет сохранять беспристрастность в общении с коллегами.
 
― Позиция стороннего психолога-консультанта предполагает нейтральный подход. Однако одновременно у него могут возникнуть проблемы из-за недостаточного знания реальной ситуации в организации: ему будет сложно быстро определить глубинные причины психологических проблем в коллективе. Штатный психолог, хотя в его позиции есть свои минусы, может досконально знать организационную и кадровую ситуацию и зарубить конфликты на корню, ― рассуждает Алла МАТВЕЕВА.
 



МЕЖДУ ТЕМ

 
Как рассказала одна из собеседниц корреспондента , некоторые руководители пытаются прибегнуть к помощи знатока человеческих душ с неблаговидной целью. Например, специалисту поручили составить психологические портреты работников, не афишируя это, и не обсуждая с ними, ― исключительно для начальника, который хотел с помощью эксклюзивной информации «дергать подчиненных за ниточки». Психолог выполнять столь неэтичное задание отказался.   Автор публикации:
Мария Лисина  



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:

 
Материал был опубликован в издании ;
электронный ресурс: .